|
|
|
Интервью с создателем
Comedy Club
Шоу Comedy Club - крайне успешный бизнес-проект. В этом
году оборот нового бизнеса должен приблизиться к $10 млн.
В интервью нашему корреспонденту Екатерине Дранкиной владелец
Comedy Club Артур Джанибекян пообещал, что шоу устоит перед
искушением славой. Для того чтобы успешно коммерчески развиваться,
комики сохранят образ сорванцов и матерщинников.
- Артур, звездный час команды "Новые армяне",
из которой вы вышли, и взлет Comedy Club разделяет больше
десяти лет. Что это было за время для вас?
- Да в общем довольно тяжелое время. Гастролировали с командой,
пытались делать новые проекты. С 1999-го по 2004-й вообще
провальный период. За эти годы не было ни единого успеха.
Работали в команде у Игоря Угольникова, и хотя это фигура
номер один на юмористическом небосклоне, я искренне так
считаю, но его передача "Добрый вечер" довольно
быстро закрылась. Наш проект "Армянское радио"
на "Русском радио" я просто считаю неудачным.
Так что полтора года назад, когда на нас свалился успех,
мы долго не верили, что это происходит с нами. Вон в углу,
видите, долларовые купюры в рамочке? Это остаток от наших
первых приличных денег. Осенью 2004 года канал ТНТ заплатил
за право трансляции шоу.
- Кому пришла в голову идея Comedy Club?
- Авторов идеи трое - я, Таш Саркисян и Артак Гаспарян.
Артак к настоящему времени вышел из проекта. У нас по-прежнему
прекрасные отношения, но занимается он теперь продюсированием
кино. Появилась идея во время американских гастролей "Новых
армян". Там мы немножко, что называется, изучили рынок
stand-up comedy и решили, что этот жанр будет прекрасной
альтернативой КВН, с одной стороны, и "Аншлагу"
- с другой. Эти жанры уже порядком обветшали, согласитесь.
Если десятилетиями не меняется форма, то выхолащивается
и содержание, и это происходит во всех проектах, даже удачных
изначально. А stand-up comedy - жанр для России новый. К
тому же это жанр очень мобильный, и несмотря на то, что
на Западе он существует давно, во многих городах это практически
единственный вид шоу.
- В Америке stand-up comedy очень сильно различается по
расовому признаку. Черные шутят на тему черных и политкорректности,
белые - про шоу-бизнес и политику. У вас про политику не
шутят совсем. Почему?
- Ну значит, мы черный вариант stand-up comedy, потому что
по нацвопросу у нас шутки в ассортименте. На самом деле
табу для нас нет вообще никаких. Мы стараемся быть актуальными,
по принципу "утром в газете, вечером в куплете".
В телепроекте это не так сильно ощущается, как в клубах,
потому что передачи делаются блоками по четыре штуки, и
там, например, про грузинскую революцию на следующий день
после ее свершения не пошутишь. Но политика, особенно внутренняя,
не востребована нашей публикой. Ее и так слишком много,
от нее устают. Мы это хорошо чувствуем, потому что у нас
есть возможность протестировать шутки в клубах, чтобы потом
на телевизор выносить самые надежные варианты. Потому что
мы не можем себе позволить ронять рейтинги. Так вот над
своими политиками люди смеяться не хотят. Над чужими - пожалуйста.
Может быть, внутренняя политика действительно больная тема
для нас, потому что мы вроде как за нее в ответе. Не знаю.
- Для своих комиков, которых вы называете на западный манер
резидентами, вы использовали образы западных же артистов?
Например, Павел Воля с наездами на звезд шоу-бизнеса - не
условный ли он аналог британского комика Саши Барона Коэна,
помните, который назвал Мадонну пожилым транссексуалом?
- Ну да, а Гарик Мартиросян похож на Джея Лено, Бульдог
Харламов на Джима Керри, а Вадик Галыгин на Дэвида Летермана.
Можно проводить такие параллели, и что-то здесь, безусловно,
будет от правды. Но реально задачи копировать знаменитостей
никто перед собой не ставил. Образы рождались в процессе
экспериментов и во многом определялись личными качествами
ребят, биографией даже. Например, Павел Воля некоторое время
работал на "Муз-ТВ" и в процессе работы познакомился
и подружился с большинством звезд шоу-бизнеса. Вот почему
звезды являются объектом его шуток - потому что он знает
их и они на него не обижаются. Вообще резиденты многое определяют
сами. Есть, конечно, творческий цех под руководством Гарика
Мартиросяна, который пишет тексты, но в плотном сотрудничестве
с резидентами.
- А модель бизнеса вы тоже взяли западную?
- Нет, кроме идеи, у нас вообще ничего нет западного, правда.
Что же касается бизнеса, сейчас ни один из американских
клубов не приносит и седьмой части дохода, который приносит
наша компания. Там, во-первых, не существует сетевых проектов,
а у нас уже пять филиалов в регионах. А во-вторых, нет там
проектов, которые были бы представлены в стольких нишах
- ТВ, клубы, "корпоративка" и т.д.
- Насколько я знаю, сейчас ваши планы проникновения в разные
сегменты юмористического рынка еще шире - зонтичные брэнды,
лицензионные товары...
- Да, мы уже взяли себя в руки и приблизительно поняли свои
возможности в бизнесе. На Московской неделе моды мы будем
представлять свою коллекцию одежды Comedy Club Fashion,
ее для нас модельер Иван Айплатов делал. Большое направление
-- Comedy Club фестивали. Огромные надежды мы возлагаем
на продажу лицензионных продуктов - телефонных рингтонов,
кассет, дисков. Для корпораций разрабатываем всякие продукты
в области интертейнмента. Я так думаю, если все будут молодцами,
не разбегутся, а станут держаться за одну кассу, то будет
у нас целая интертейнмент-индустрия.
- Если не секрет, велика ли касса?
- В 2006 году, я думаю, у нас будет оборот $8-10 млн.
- Прилично. Основную часть дадут клубы или телевизор?
- Ни то ни другое. Клубы дадут 10% этих денег, телевизор
- порядка 30%. Остальное дадут выступления в регионах, лицензионные
продукты и прочее.
- Это вы в КВН так хорошо считать научились?
- Нет, я в Ереване на экономиста учился. Не только же в
КВН играл, должны были студенческие годы еще на что-то сгодиться.
- А что вы делаете, чтобы команда не развалилась, как вы
говорите, чтобы все держались "за одну кассу"?
- Делимся по-братски, что ж еще. У нас существует программа,
почти такая же, как в парфюмерной сети "Арбат Престиж",-
"стань акционером". То есть все ключевые люди
нашего бизнеса становятся партнерами. Партнером является
Гарик Мартиросян, руководитель творческого цеха и вдохновитель
телеверсии шоу, Вадим Галыгин - партнер по проекту Comedy
Club Fashion, а Павел Воля - по проекту фестивалей.
- Как создаются филиалы? Это вариант франшизы или дочерние
предприятия?
- Стопроцентные "дочки". Мы отталкиваемся от предложений
из регионов. Если там есть хорошая, бодрая творческая команда,
мы готовы с ними работать. Филиал делается исключительно
на местных талантах. Мы даем им брэнд, помогаем гастролями
московских звезд. Постепенно, впрочем, филиалы должны раскрутить
своих собственных звезд на региональных ТВ-каналах, и через
несколько лет движение звезд будет броуновским - и филиалы
будут меняться гастролерами, и в Москву кто-то поедет.
- Скоро ли ожидаете появления конкурентов?
- Конкуренты должны появиться, это неизбежно.
Но у нас продукт достаточно сложный. Сделать качественное
stand-up шоу очень трудно, еще труднее его раскрутить, и
почти невероятно трудно мультиплицировать. Так что пока
опасений по части конкуренции нет.
- У вас на сайте объявление "ищем таланты". Ваши
лучшие ведущие пришли с улицы, по этим объявлениям, или
по каналам КВН?
- Мы все время стараемся, чтобы к нам не попадали люди,
ангажированные КВН. Все-таки неудобно, КВН растит себе кадры,
а мы, конкурирующая фирма, отбираем. Но пока что не получается
без них обходиться. Во время нашего первого выступления,
12 сентября 2003 года, в маленьком баре на Остоженке, с
нами уже были наши старые знакомые Павел Воля, который когда-то
играл за пензенский КВН, и Бульдог Харламов из команды КВН
МАМИ. Эти ребята привели других - Вадима Галыгина из команды
белорусского КВН, "сестер Зайцевых" из КВН РосНоУ.
До сих пор к нам идут по системе сарафанного радио -- и
резиденты, и зрители. На рекламу мы и ни цента не потратили.
- Ставите ли вы перед собой задачу воспитать публику? Дать
ей возможность задуматься о вечном? Повысить культурный
уровень?
- Культурный уровень у большинства наших резидентов очень
высокий, и шутки только выглядят грубыми и китчевыми, на
самом деле большинство из них имеет некоторую глубину. Но
шоу, на мой взгляд, дает некоторые моральные установки.
Оно же, несмотря на все безобразия, очень теплое, в нем
доброта есть. Смысл искусства ведь не в том, чтобы кричать
со сцены: "Любите друг друга, мать вашу!" Я так
думаю, что просто от соприкосновения с хорошей энергетикой
люди делаются лучше.
- Вам не обидно играть на одном поле с "Аншлагом"?
Не огорчает, что Россия - страна победившего юмора, причем
не самого качественного?
- Ну юмора во всех странах много на ТВ, если вы это имеете
в виду. Сейчас юмор расслаивается, добавляются новые ниши,
но это не потому, что люди глупеют, а потому, что денег
у них больше становится и свободного времени, а юмор --
это такая предпочтительная составляющая отдыха. Мы с "Аншлагом"
не пересекаемся по нишам. Все наши продукты для людей моложе
пятидесяти и с достаточно высоким доходом. Это даже по соцопросам
видно - от 18 до 45 лет у нас рейтинг популярности до 12%
доходит, а среди людей старшего возраста 13% нас ненавидят.
То есть аудитория у нас более узкая и жестче очерчена, чем
у "Аншлага". Мы в какой-то мере андерграунд, и
нас это устраивает, потому что это элитарность в какой-то
мере.
- А если вам предложат поменяться чуть-чуть, немножко тематику
причесать, мат выбросить? И тогда, к примеру, пожалуйте
на "Первый канал"...
- На "Первый"? Заманчиво, конечно. Но пока не
надо, нет. Я так думаю, ближайшие годы мы останемся на канале
ТНТ. То есть федеральные каналы, безусловно, будут приглашать
в свои передачи наших звезд как лучших юмористов страны,
и это хорошо. Но целиком наше шоу - это не их формат.
- Так вот запросто от прибавки в телезаработках во имя свободы
отказываетесь?
- Да, мы такие. Хотя что уж там. Чистый расчет, никакой
романтики. Я же сказал, телевизор не самые большие деньги
нам дает. А для того, чтобы зарабатывать больше на других
направлениях, нам нужно сохранить исходную отвязность. Телевизионный
рейтинг ниже, зато круче брэнд.
|